Презентация рейтинга и его обсуждение состоялись 6 декабря на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.
В 2017 году Открытое правительство планирует уделить особое внимание совершенствованию работы общественных советов при министерствах и ведомствах и выстраиванию межведомственной работы на уровне представителей общественности. Эти вопросы в ближайшее время планируется обсудить на семинаре совместно с Общественной палатой.
Рейтинг открытости – 2016 охватил 38 федеральных министерств и ведомств. Лидером рейтинга стало МЧС (58,7 баллов), в 2015 году занимавшее второе место. А Минобороны, возглавлявшее топ-3 самых открытых ФОИВ год назад, теперь, напротив, опустилось на второе место, набрав 57,5 баллов. В тройку лучших «ворвался» Россельхознадзор (53,7 баллов), поднявшись в рейтинге сразу на 18 позиций и продемонстрировав, тем самым, наиболее значительный рост показателей. А Минэкономразвития, замыкавшее топ-3 год назад, теперь оказалось одним из «лидеров падения», опустившись в рейтинге на 17 позиций и попав в группу «скорее закрытые» (48,5 баллов).
«Внешняя оценка – это по сути видение того, как референтные группы, то есть клиенты министерств и ведомств, обычные граждане, бизнес и эксперты оценивают их открытость. Такое экспертное мнение имеет крайне важное прикладное значение. Во-первых, мы теперь можем оценить динамику тех или иных ведомств по сравнению с предыдущими годами как в разрезе их работы с целевыми аудиториями для каждого конкретного министерства. Кроме того, мы можем оценить, каким образом реализуется и насколько успешно внедряется в работу министерств и ведомств каждый из 10 механизмов открытости. Во-вторых, мы можем зафиксировать лучшие практики и обратить внимание на слабые точки, то есть неудовлетворенные запросы к ведомствам со стороны бизнеса, граждан и экспертного сообщества», - отметил Министр Российской Федерации по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Свои предложения по повышению открытости министерств и ведомств высказали представители бизнеса, общественных организаций, а также члены правительственной комиссии. По мнению первого заместителя гендиректора ТАСС Михаила Гусмана, сам процесс исследования открытости ФОИВ мог бы стать предметом анализа в прессе.
Одним из примеров такой плодотворной работы государства и общества стало преобразование проекта по развитию паллиативной помощи в приоритетный национальный стратегический проект при поддержке Открытого правительства.
Председатель общественного совета при МЧС Павел Гусев, в свою очередь, выступил за создание при поддержке Открытого правительства методики общения председателей и руководителей общественных советов друг с другом.
Предложения проводить совместные заседания общественных советов уже неоднократно звучали ранее, такие запросы носят массовый характер, заметил Михаил Абызов. Организации межведомственной работы, по его мнению, нужно уделить больше внимания в 2017 году. Ни одно ведомство не может решить задачи, связанные со своими приоритетами, в изолированном формате, без взаимодействия с коллегами из других ведомств, подчеркнул министр.
На сегодняшний день ведомственные планы по открытости утвердили все федеральные органы исполнительной власти, однако большинство из них носят формальный характер. Лишь треть ФОИВ представили планы в понятном для граждан формате. Инициативные проекты в области открытости утверждены лишь в 18 министерствах и ведомствах. Приоритетными направлениями внедрения механизмов открытости в 2017 году станут: работа с открытыми данными, обсуждение общественно-значимых НПА, публичное декларирование ведомствами целей и задач, антикоррупция, работа с референтными группами и организация работы общественных советов.
Общественные советы, в свою очередь, должны будут сконцентрироваться в 2017 году на рассмотрении публичных деклараций целей и задач руководителей ФОИВ, оценке эффективности исполнения ведомственных планов по противодействию коррупции и по открытым данным, на оценке плана по реализации Концепции открытости, а также на вопросах эффективности осуществления госзакупок.
В числе приоритетов будет также определение общественно значимых нормативных правовых актов и их общественное обсуждение, оценка работы ФОИВ с обращениями граждан, рассмотрение реализации приоритетных проектов основных направлений стратегического развития Российской Федерации, а также рассмотрение проекта итогового доклада о результатах деятельности федерального органа исполнительной власти за отчетный год.
Источник: www.mkrf.ru