Изменения упрощают порядок эксплуатации памятников, а также снимают ряд административных барьеров и избыточных требований при проведении работ по сохранению памятников архитектуры. Авторы документа надеются, что он откроет новые экономические возможности для использования объектов культурного наследия.
«Это одна из самых серьезных попыток изменения законодательства с точки зрения привлечения внебюджетного финансирования для сохранения объектов культурного наследия (ОКН)», — отметил на брифинге директор Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России Владимир Цветнов, напомнив, что работа, связанная с привлечением внебюджетного финансирования в отрасль, ведется ведомством с конца 2013 года.
Он также подчеркнул, что главная цель законопроекта — максимально устранить административные барьеры, мешающие включению объектов культурного наследия в хозяйственный оборот и привлечение к их реставрации внебюджетных средств.
У нас более 130 тысяч объектов культурного наследия, около 145 тысяч выявленных, и, конечно, у государства просто не хватит средств на их восстановление», — сказал глава департамента. Говоря о сроках внесения инициативы в Госдуму, он рассказал, что документ в настоящее время проходит общественное обсуждение и был направлен на согласование с профильными ведомствами. Владимир Цветнов также ожидает, что документ будет принят не позже весны 2018 года.
Одно из его главных нововведений связано с упразднением излишних административных барьеров, а также введением упрощенного оформления документации. Они призваны уменьшить избыточность требований к разрешительным документам для проведения работ по сохранению ОКН.
«Есть такие виды работ, как покраска фасадов и окон, поклейка обоев, изменение каких-то материалов напольных покрытий, которые не затрагивают критерии и предметы охраны объекта культурного наследия», — сказал он, пояснив, что на сегодняшний день даже такие несложные виды работ должны пройти множество согласований. Они включают разработку проектной документации, историко-культурную экспертизу, согласование с органами охраны соответствующих субъектов РФ, выбор лицензированной организации которая будет проводить работы. По словам Владимира Цветнова, это приводит к тому, что многие объекты приходят в негодность. Законопроект впервые вводит в законодательство понятие текущего ремонта, то есть текущего содержания объекта.
Изменения коснутся и одного из самых сложных процессов в области реставрации — проведения государственной историко-культурной экспертизы, которая является своеобразным подтверждением экспертов правильности выбранного метода реставрационных работ.
«Из историко-культурной экспертизы будут исключены ремонт и текущий ремонт, разрешение на которые дает орган охраны субъекта и который теперь будет нести за них полную ответственность», — пояснил директор департамента.
Отдельные пункты инициативы связаны с изменением эксплуатации территории объекта культурного наследия, на которой, согласно законодательству, запрещено любое строительство. Для инвесторов и органов охраны был выработан ряд критериев по строительству на территории памятников тепловых и газовых подстанций и подводке коммуникаций.
«У нас было много дискуссий относительно того, что делать с тепловыми пунктами, газовыми подстанциями, с подводкой коммуникаций к объекту, вещами, которые, по нашему мнению, тоже направлены на сохранение памятников. Нужно понимать, что, если объект стоит без отопления несколько зим, меняется его несущая способность, он разрушается», — подчеркнул Владимир Цветнов.
Кроме того, существенно упрощается процедура отнесения выявленных памятников к объектам культурного наследия. Получить такой статус памятник сможет без проведения историко-культурной экспертизы — решением научно-методического совета органа охраны. По предварительным оценкам, в настоящее время количество выявленных объектов культурного наследия насчитывается порядка 145 тысяч, и без упрощения процедуры включение их в Единый государственный реестр объектов культурного наследия займет не менее 50 лет.
«Многие объекты, выявленные в 1980–90-х годах, до сих пор «висят» в этой категории, то есть органы охраны не приняли по ним никакого решения. Мы предлагаем не проводить историко-культурную экспертизу для того, чтобы изменить их статус, а опереться на мнение научно-методических советов органов охраны», — рассказал директор департамента. Историко-культурную экспертизу нужно будет пройти лишь в том случае, если орган охраны считает, что объект не должен иметь статус ОКН.
Все предлагаемые законопроектом изменения основываются на практической деятельности Минкультуры России по государственной охране объектов культурного наследия, включенных в перечень согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №759-р, а также практической деятельности и предложений субъектов Российской Федерации в период с 2011 по 2017 год, и необходимы в целях повышения эффективности деятельности на объектах культурного наследия, государственной охраны объектов культурного наследия и снятия юридических неопределенностей.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Источник: www.mkrf.ru